Последние несколько лет все более популярными становятся облачные хранилища медицинских документов – анализов, снимков, результатов обследований, истории болезней. Одним из первых медицинских сервисов такого рода стал американский стартап HealthTap. Он появился после того, как писатель, куратор TEDx и бизнес-ангел Рон Гутман обнаружил, что тема медицины — одна из самых востребованных в интернете.


Только вдумайтесь: ежемесячно Google регистрирует больше миллиарда таких запросов, но пользователи признаются, что ответы из сети редко оказываются полезными, поэтому создатель приложения решил исправить эту ситуацию. Запустить и поддержать работу HealthTap ему помогли 20 инвесторов, включая ряд ангельских инвесторов: Эстер Дайсон, Марка Лесли и Аарона Патцера. Миссия проекта реализуется посредством проведения профессиональных онлайн-консультаций врачами-терапевтами и позволяет любому человеку задавать врачам вопросы, связанные со здоровьем и медициной.

Проконсультировать пациентов сегодня готовы 43 тыс. докторов из США, которые получили 8 759 благодарностей за спасение жизни, в системе более 1 млрд вопросов-ответов, причем весь этот массив данных неплохо структурирован по заболеваниям, процедурам, лекарствам и симптомам, и при желании можно найти готовый ответ практически на любую тему. HealthTap не единственный на данный момент сервис такого плана, но, судя по количественным показателям и динамике роста (только в 2011 году HealthTap получил $2,35 млн посевных инвестиций), — явный лидер.

Стоит отметить и другие революционные медицинские стартапы, которые стояли у истоков создания цифровой медицины, к примеру, стартап iCouch  — сервис поиска психотерапевта в любой части света появился благодаря случайной идее. Одна из его основателей — психотерапевт Джессика Риос — находилась со своим мексиканским другом в китайском городе Сучжоу, когда мужчине срочно потребовалась помощь. Быстро найти испаноговорящего терапевта в городе не удалось, и Джессика предложила другу поговорить с ее знакомым терапевтом по Skype. Это было пробное испытание будущего проекта, поскольку идея связи пациента и врача в сети осталась прежней, поменялся лишь способ ее реализации и масштаб.

Сервису по сбору информации о лекарствах на форумах и в социальных сетях Treato удалось привлечь инвестиции в объеме $14.5 млн от OrbiMed Israel Partners и New Leaf Venture Partners. Treato в автоматическом режиме мониторит тематические форумы и группы в соцсетях, автоматически отбирает релевантные сообщения, обрабатывает и группирует в выборки. Treato умеет отличать позитивные и негативные отзывы о лекарствах, выделять из текстов постов заболевания, при которых их применяли, а также информацию об осложнениях и побочных эффектах. Сейчас система содержит данные о 11 367 лекарственных средствах и обрабатывает более 1 млрд постов от 23 млн пациентов. Ежедневно система может индексировать до 200 млн новых записей.

Один из основателей PayPal Максим Левчин запустил приложение, которое должно помочь женщинам забеременеть. Стартап Glow уже привлек $6 млн инвестиций от венчурных фондов Founders Fund и Andreessen Horowitz, а также ряда частных инвесторов. Разработанное для женщин приложение Glow позволяет бездетным парам спланировать зачатие, а тем, кто страдает бесплодием, — получить медицинскую помощь. Фаундеры Glow акцентируют на том, что фонд не является прибыльной организацией, а деньги направляются на лечение бесплодных пар.

Также хотелось бы отметить  стартап Practice Fusion  —  эта бесплатная электронная библиотека, основанная на облачных технологиях, родом из Сан-Франциско. Стартап основан Раем Говардом, консультантом-физиологом, и инженером Мэттью Дугласом. Сооснователем является также один из наиболее успешных инвесторов Силиконовой долины Питер Тиль (он же инвестировал в платёжную систему PayPal и на раннем этапе в Facebook).  В настоящий момент приложением пользуются 130 тыс. медработников, которые ведут записи о 25 млн пациентов. Practice Fusion зарабатывает на продаже данных клиентов фармацевтическим компаниям и другим партнёрам. Система приносит $40 млрд ежегодной прибыли аптекам и лабораториям, которые пользуются платной рекламой на сайте.

ReWalk — израильский стартап Амира Гофера. Предприниматель, в результате аварии оказавшийся прикованным к инвалидному креслу, потратил 10 лет на целенаправленную работу по возвращению способности ходить. Итогом работы стал экзоскелет стоимостью в $ 69,5 тыс.  — цена для конечного потребителя, который журнал Time включил в список 25 лучших изобретений 2013 года.

Surgical Theater, стартап — симулятор операционной, разработанный нейрохирургом Уорреном Зелманом и офицерами ВВС Израиля в запасе Моти Ависаром и Алоном Гери. Технология позволяет нейрохирургам прорабатывать операцию на создаваемой компьютером на трехмерной проекции мозга перед тем, как переходить в операционную. В феврале этого года симулятор Surgical Theater получил одобрение FDA и сразу же был закуплен ведущими американскими больницами, такими как Mount Sinai и Mayo Clinic.

Doximity – американский проект является социальной сетью, предназначенной исключительно для врачей. Мощная система компьютерной безопасности позволяет врачам не только общаться, но и советоваться друг с другом в процессе лечения пациентов. В апреле этого года разработчики сети, количество пользователей которой перевалило за 250 тыс. специалистов, получили от инвесторов $ 54 млн.

По данным Chernovetskyi Investment Group,  в первой половине 2015 года 20 крупнейших венчурных фондов, предоставляющих smart money, вложили $505 млн в цифровые медицинские стартапы, заключив 21 сделку. Однако количество сделок с умными деньгами слегка уменьшилось, снизившись до семи в первом квартале 2015 года и вновь поднявшись до 14 — во втором квартале. По сравнению со средним показателем 2014 года, составлявшим 16 сделок в квартал, активность сделок в этом году относительно низкая. По прогнозам экспертов доход рынка медицинских стартапов, включая всех игроков: операторов мобильной связи, поставщиков устройств и препаратов, разработчиков ПО, приложений и других участников здравоохранительной инфраструктуры, в 2017 году составит около $ 23 млрд. Также к 2017 году крупнейшими рынками для услуг Digital Health будет Европа и Азиатско-Тихоокеанское пространство (APAC) с 30% долей рынка, за которыми следуют США и Канада с долей 28%,  Латинская Америка  и Африка с долей рынка 7% и 5% соответственно. Среди различных направлений цифровой медицины лидирующую позицию займут сервисы мониторинга медицинских услуг —  65% от общего объема направлений и услуг отрасли, эта доля соответствует $15 млрд.  Диагностирование болезней  — направление, которое займет около 15% и будет соответствовать $ 3,4 млрд в 2017 году.

Если говорить об Украине и перспективах ее рынка,  то согласно статистическим данным в докризисный период темпы роста рынка частных медицинских услуг достигал  40% в год, сегодня он замедлился до 10-20%. «При этом, говорит СЕО украинского сервиса поиска врача DOC.ua Сергей Казанцев, — и в нынешней ситуации рынок все же демонстрирует увеличение как числа медоператоров, так и объем ассортимента оказываемых ими услуг. Рост инвестиционной привлекательности частной медицины Украины ограничивает отсутствие обязательного медицинского страхования, а также слабое развитие добровольного медицинского страхования. Не способствует развитию рынка и сложная система аккредитации и получения разрешительной документации для частных медицинских учреждений. Однако с окончанием кризисной ситуации и дальнейшим движением Украины в сторону Европы следует ожидать гармонизации отечественного законодательства с европейским, что будет способствовать активизации деятельности международных операторов на рынке частной медицины Украины. Появление сервисов, подобных DOC.ua, так же вносит свой вклад в становление и развитие укранского рынка. Украинский информационный онлайн медицинский рынок находится на стадии своего развития и перспектив для роста еще множество. Развитие проекта DOC.ua — тому подтверждение, записаться к врачу в сети — это норма за рубежом, практика и динамика развития проекта DOC.ua показывает, что  в Украине людям это тоже необходимо. Технологии развиваются стремительно, нужно только успевать подхватывать и видеть наперед».

Управляющий партнер CIG Владимир Кривко считает, что самая большая проблема медицинских стартапов в Украине — то, что большая часть рынка находится в тени. Причем источник «тени» — государственные лечебные учреждения, которому принадлежит 90% доли рынка. Коммерческие клиники — сравнительно небольшая часть реального рынка медицинских  услуг. Учреждения государственного  сектора очень медленно переходят от «бесплатной медицины» к коммерческим отношениям. В первую очередь нужны изменения в законодательстве, которые позволят сделать государственный медицинский сектор более прозрачным. Кроме того, внедрение новых технологий, которые могут быть предложены стартапами, ускорит процесс детенизации государственного сектора медицины».

Многие международные эксперты говорят, что украинский рынок более чем перспективный для развития стартапов в сфере Digital Health. На нем пока практически отсутствует конкуренция, поскольку на данный момент мало действительно хороших рабочих проектов, что дает возможность занять стоящему проекту свою нишу и место на рынке. К примеру, Doc.ua не имеет аналогов в стране, он уникальный для Украины. Цель проекта — помочь каждому пациенту в любое время найти нужного врача и быстро записаться к нему на прием, максимально облегчить процесс выбора, предоставляя поиск по различным критериям.

Проинвестировав 1,5 года назад DOC.ua, Chernovetskyi Investment Group считает его сверхуспешным проектом, который работает практически со всеми ТОПовыми медучреждениями Украины. Владимир Кривко говорит: «Мы меняем рынок, делаем его более прозрачным для пациентов, поскольку они могут получить  понимание стоимости услуги, 100% достоверную информацию о качестве услуг, предоставляемых партнерами DOC.ua. Модель работы DOC.ua может быть масштабирована на другие рынки, над этим и работает сейчас команда стартапа. Кстати, на данный момент мы понимаем, что это могут быть не только рынки СНГ, где законодательная база и ментальность пациентов схожи, но и дальние рынки, такие как Индия и страны Юго-Восточной Азии».